Закрыть ... [X]

Вышивка татарский народный орнамент

В своей основе татарский орнамент состоит их цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми. Так называемые арабески и гирихи – это те виды узоров, которые были изобретены арабами в сфере орнамента.

Татарки большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работы очень красивы. Татарок учат шитью, вышиванию ичигов и тюбитеек со всеми по азиатскому вкусу узорами, орнаментами. Орнамент – красивый рассказчик. Орнамент – это узор, который украшает изделия и предметы различных форм и размеров – от ювелирных украшений до архитектурных строений. Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития.

Русские узоры, орнаменты, символика, значение

Последний мотив, в зависимости от трактовки, связан и с восточноазиатским искусством и с искусством гуннов и с искусством древней Греции. Влияние греческой культуры ощутила на себе Великая Болгария, занимавшая территорию Крыма и Приазовья с их греческими колониями. После того, как предки татар оказались на территории Волго-Камья, в орнаменте появились новые мотивы.

Орнаментика в татарском прикладном искусстве

В эпоху Золотой Орды в орнаменте отражается влияние монгольского и китайского искусств, например, появляются облаковидные мотивы, мотив плетенки, в новой трактовке можно увидеть изображение лотоса.

В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания

Так, орнамент пополняется мотивами из репертуара садовых цветов – георгинов, астр, маков, пионов и других, которые были популярными в узорах привозных восточных тканей. Завоевание Казанского ханства и включение его в состав Российского государства оказало сильное влияние на специфику татарского узоротворчества. Русское искусство в основе своей было религиозным, христианским.

Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте

У татар же, со времени принятия Ислама, орнамент имеет условно-декоративную, абстрактную символическую и иногда метафорическую основу. В нём нет изобразительной реалистической трактовки образов.

Если вернуться к татарам, оказавшимся в составе русского государства, то были и периоды насильственного крещения. Татарская община противилась ему и пыталась защитить себя даже на уровне изобразительного языка искусства. В этот период были усилены запреты на изображения живых существ и исчезают мотивы, имеющие в основе изображение креста. В итоге, мы больше увидим влияние татарского орнамента в русском искусстве, нежели наоборот.

Они стали всеобщими для мусульманского искусства и встречаются в творчестве почти всех мусульманских народов. Гирихи и арабесковый орнамент украшали архитектурные памятники г. Булгара, их можно увидеть на археологических фрагментах от исчезнувших ханских зданий Казанского кремля.

Популярен орнамент в изделиях из дерева и керамики, особенно в настенных тарелках, в ювелирных украшениях. Мастера-ювелиры, работающих в технике популярной для татар ажурной филиграни, с использованием драгоценных камней, выбирают для своих изделий старинные орнаментальные формы… Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х.Э.Керлота.

В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Несомненно, также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам.

В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях.

Сейчас татарский орнамент возрождается в творчестве современных профессиональных художников и народных мастеров, художников-любителей. Орнамент многолик и многообразен.

Смотрите еще:


Источник: http://houternadfer.ru/tatarskiy-nacionalnyy-ornament/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Вышивка татарского орнамента - Татарский народный орнамент в - Вязание свитера крючком выкройки



Вышивка татарский народный орнамент Вышивка татарский народный орнамент Вышивка татарский народный орнамент Вышивка татарский народный орнамент Вышивка татарский народный орнамент Вышивка татарский народный орнамент

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ



.