С чем связано развитие социальной работы

Развитие института социальной работы неотделимо от общественной истории. Как показывают историко-этнографические исследования, первые ростки того, что сегодня принято называть социальной работой, появились еще в период общинно-родового строя в качестве института мирской (общинной) взаимопомощи, для которого уже тогда были характерны формы материальной и социально-психологической поддержки, оказываемой миром (общиной) своим членам в трудные моменты их жизни. Безусловно, содержание помощи, ее размер и процедуры предоставления значительно варьируются в зависимости от времени и от культурных особенностей (ценностей, обычаев, традиций и т.п.). Однако во всех случаях просматриваются общие черты оказание: 1) помощи всегда регулируется морально-нравственными нормами действующими в общине; 2) носит, говоря современным языком, адресный и целевой характер, т.е. неизменно связано с конкретным человеком (людьми) и направлено на преодоление той сложной ситуации, в которую он попал; 3) так или иначе снимает социальное напряжение и поддерживает связи и отношения внутри общины, чем обеспечивает ее целостность.

Особо хотелось бы обратить внимание, что институт мирской взаимопомощи изначально принадлежит обществу и является его внутренней формой естественного поддержания существования и сосуществования его членов. Причем с первых дней институт социальной работы имеет значительные отличия от института государства, хотя и тот и другой порождаются обществом на определенных стадиях развития в ходе естественно-исторического процесса. Так, государство в первую очередь ориентировано на выражение общего интереса и уже через него на удовлетворение интереса частного (в части соответствия его общественному), в то время как институт социальной работы, напротив, направлен на создание благоприятных общественных условий для реализации частных интересов, благодаря чему поддерживается ценность жизнедеятельности в данном обществе для отдельных людей и обеспечивается интерес общественный.

Таким образом, являясь общественными институтами, государство и социальная работа противоположны друг другу по своей сути, что, однако, не мешает им объединять усилия при решении насущных проблем общества. Примеров тому в истории множество. Особенно яркие и показательные с точки зрения взаимного использования этих двух институтов случаи можно найти в периоды, когда вся государственная организация была ориентирована на интересы правящего меньшинства, которые выдавались и насаждались в качестве общественных посредством силового воздействия на оставшуюся часть общества. Однако любое применение силы имеет предел, за которым начинается активное противодействие субъекту, ее использующему, зачастую невыгодное последнему. Поэтому правящие круги, наряду с принуждением и насилием, иногда обращались к традиционным общественным формам оказания помощи простым людям в их нелегкой жизни. Сюда можно отнести используемую на Руси, начиная с первых князей и заканчивая последним царем, форму так называемого столования, когда в определенных ситуациях (чаще по праздникам) на государственные средства для народа накрывался стол и в качестве пожертвования раздавались некоторые суммы денег. Эта акция решала задачи поднятия авторитета государственной власти в обществе и отнюдь не преследовала целей оказания помощи конкретным людям в столь же конкретных трудных ситуациях.

Интересен с точки зрения взаимопроникновения указанных институтов и традиционно описываемый как важный этап развития социальной работы процесс формирования системы пенсионного обеспечения, исторически пришедшийся на расцвет абсолютизма государственной власти, сконцентрированной в руках монарха. Однако, нужно подчеркнуть, это была система государственная и обеспечивающая государственных людей (военных и штатских государственных чиновников), от преданности которых напрямую зависело существование государства в форме абсолютной монархии. Как это не парадоксально звучит, именно здесь, следует искать первые ростки социального государства ХХ в, поскольку государство впервые выступает как нравственный субъект (и в этом смысле не противопоставляющий себя обществу в известной его части), добровольно принимающий на себя социальные обязательства, которые теперь носят целевой и адресный характер. К Х1Х в. государство гарантировало штатским и военным чиновникам выплату материального содержания (пенсий), обеспечивающего им и их семьям определенный прожиточный минимум (в зависимости от ранга) в старости, болезни, а также после увольнения со службы по собственному желанию. Более того, в ряде случаев государство предоставляло также льготы по поступлению и обучению в учебных заведениях для детей чиновников.

Однако ошибкой было бы полагать, что с этого времени социальная работа становится видом государственной деятельности. Институт социальной работы никогда не был и не должен быть институтом государства, хотя нельзя отрицать, что государство, особенно современное социальное, всячески к этому стремится. Наверняка найдутся желающие возразить, поэтому постараемся максимально аргументировать свою точку зрения.

Институт социальной работы, как нам кажется, является одним из социальных институтов гражданского общества, а значит, социальной работе свойственны те же закономерности развития, что и гражданскому обществу. Обратившись к практике данного вида деятельности, посмотрим, так ли это на самом деле.

Понятие «социальная работа» вошло в обиход в конце Х1Х - начале ХХ века для обозначения новой сферы профессиональной деятельности, появившейся на свет вследствие изменения некоторыми благотворительными организациями политики оказания помощи людям. Эти организации первыми отошли от господствовавшего в то время принципа субъективного разделения нуждающихся на «достойных» и «недостойных», т.е. на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. В качестве основной причины бедности стали рассматривать объективную социально-экономическую ситуацию в обществе, вследствие чего получают развитие новые модели оказания помощи.

Согласно новой точке зрения благотворительные организации старались максимально приблизить источник оказания помощи к нуждающемуся, а саму ее сделать наиболее адекватной нуждам конкретного человека. С целью решения поставленных задач начали привлекать добровольцев, которые с готовностью несли помощь «бедным» в городские трущобы и даже селились там, чтобы лучше узнать ситуацию и оказать посильное содействие, которое перестало сводиться только с чем связано развитие социальной работы к материальному вспомоществованию и включало в себя морально-психологическую и социальную поддержку. Не получая материального вознаграждения за свой труд, добровольцы действовали по собственной инициативе, руководствуясь, в первую очередь, нравственными побуждениями и гуманистическими идеалами, основу которых составляли представления о правах человека.

Однако чистосердечного отношения к делу оказалось недостаточно, практика оказания помощи нуждающимся высветила целый ряд проблем, требующих как научного осмысления, так и специальной подготовки к работе с ними. В результате начали проводиться научные исследования, а также предпринимались первые попытки научного обоснования социальной работы как особого вида деятельности. Важным шагом в этом направлении стала «Научная социальная работа» Мэри Ричмонд, в которой она предложила обширный обзор схем оценок, экспертиз качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику, осуществляющему свою деятельность в благотворительных организациях. В то же время в ряде стран Запада по инициативе и на деньги благотворительных организаций открылись специальные школы социальной работы, занявшиеся профессиональной подготовкой желающих посвятить себя оказанию помощи нуждающимся.

Постепенно в западном обществе начинает формироваться система некоммерческих социальных служб, финансируемых из средств различных благотворительных организаций. В числе важных особенностей этой системы можно назвать: 1) индивидуальный подход к клиенту и его проблеме; 2) гуманитарный характер деятельности; 3) стремление к комплексному подходу в оказании помощи; 4) активное использование в работе добровольцев, которые не только были непосредственными исполнителями, но и нередко выступали с инициативой организации социальных служб. Одновременно развивалась и ширилась система профессиональной подготовки социальных работников, формировалось профессиональное сообщество, в котором большое внимание уделялось поддержанию гуманистического и альтруистического духа в среде специалистов, а также, что отличало его от других сообществ, выражение активной гражданской позиции по проблемам человека и общества.

Одними из первых социальные работники осознали зависимость многих проблем клиентов от объективной социально-экономической ситуации в обществе, а также ограниченность своих возможностей влияния на нее. Все это послужило основанием для их включения, совместно с рядом политических партий, движений и общественных организаций, в борьбу за изменение существующего устройства государства и проведение целенаправленной государственной социальной политики сначала в области создания государственной системы социальной защиты населения, а впоследствии повышения ее эффективности.

Однако реальное государственное признание социальная работа как самостоятельная профессия и академическая дисциплина получила лишь после второй мировой войны. На то были свои причины. Идеи New Deal в Соединенных Штатах Америки 30-х годов, государства всеобщего благоденствия (welfare state) в Западной Европе 40-х годов стали выражением официального признания прав каждого человека на некий минимум достойного существования, а государство взяло на себя функции гаранта реализации этого права, однако вскоре выяснилось, что для претворения подобных идей в жизнь хороших законов и соответствующих материальных ресурсов недостаточно. Нужна еще специальная система индивидуальной помощи людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются «за бортом» социальной жизни. Правительственные циркуляры и государственные ассигнования на социальные нужды должны были найти конкретного адресата, быть тонко подогнаны под запросы живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете потребностей практики. У государства появилась потребность в возложении этих функций на некий профессиональный социальный институт, коим и стал институт социальной работы.

В наше время большинство социальных работников, как и врачей, учителей и представителей других гуманистических профессий, работает в государственных и иных официальных учреждениях. Но при всем том они не являются - и в этом особенность позиции данных групп - только исполнителями «приказа сверху», бюрократами, единственная забота которых сводится к такой рационализации деятельности, чтобы при минимальных затратах получить максимальную отдачу для себя лично или для государства. Профессионалов отличают особая нравственная позиция и обладание знаниями, опираясь на которые, они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения. Особенно явственна связь между операциональными и морально-этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть гуманистическими (социальная работа относится к их числу). Они основаны на научной объективности и часто ставят задачу «инженерии», «проектирования» человеческих отношений, но непременно с целью, определяемой интересами клиента.

Надо отметить, что в основе профессиональной позиции социальных работников, из которой вытекают специфические подходы и методы работы, представляющие собой полную противоположность чисто бюрократическим или грубо утилитарным и эгоистическим решениям, лежат две концепции: во-первых, сама идея профессионализма; во-вторых, представление о правах человека.

Идея «профессионализма», задающая модель и стандарт поведения, существенно повлияла на организацию социальной работы на всех уровнях общественной жизни от индивидуального до общесоциального, она обусловила то идейное единство, которое характеризует профессию как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер деятельности (различные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), в социальной работе определилась общая специфика, которая позволяет считать ее единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Профессионализм - ключевое понятие в определении сути социальной работы. В современном значении термин «профессия» указывает на некий круг проблем, а также набор приемов и принципов (в том числе этических), с помощью которых можно эти проблемы выявлять и решать. Важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость выражаемой им позиции, наряду со знаниями, навыками, умениями, выступает профессиональная этика. Именно в этических принципах заложены основы ценностной профессиональной позиции, очерчен предел допустимого со стороны специалиста поведения, заданы некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. Вместе с тем, в этике находит свое отражение сущность профессии, в наибольшей степени выражается нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Показательны с этой точки зрения международные этические стандарты, принятые и действующие в области социальной работы[1]. Так, в преамбуле одноименного документа мы читаем: «Социальная работа исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, в достижении социальной справедливости»[2].

Приняв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники, тем не менее, не превратились в послушных исполнителей государственной воли, не стали в своей деятельности пренебрегать частными интересами конкретных людей в рамках реализации абстрактного и всеобщего интереса государства. Более того, в п.3.4.3 международных этических стандартов по этому поводу прямо указано, что социальный работник обязан «нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике (курсив наш. - А.Г.) через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы»[3]. Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации социальной политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Причем если в первом случае деятельность социального работника осуществляется с обществом в его гражданском состоянии, то во втором, напротив, с обществом в его внегосударственной самосубъектности.

Социальная работа, как и гражданское общество, последовательно проходит в своем развитии от профессионально осуществляемого общественного вида деятельности в его внегосударственном состоянии к государственным формам организации, отрицая себя на каждом последующем этапе развития. Однако для достижения общественного согласия жизненно необходимо качественное проведение социальных работ в той и в другой форме, т.к. уничтожение внегосударственной социальной работы приведет к стагнации системы социальной защиты населения, в то время как разрушение государственной системы сделает помощь доступной только для определенной части нуждающихся.

По сути дела социальная работа в обществе выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества. Она становится тем институтом гражданского общества, благодаря эффективной деятельности которого в рамках конкретных ситуаций, в повседневной бытовой жизни людей обеспечивается согласование всеобщего и частного интересов, в результате чего социальная справедливость принимает вполне конкретные очертания, соответствующие субъективному представлению о ней каждого человека.

Важно, что социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как их современное воплощение. Социальные работники часто оказываются в роли критиков существующего порядка вещей, поскольку подобно представителям других гуманистических профессий в своей деятельности ориентируются на общечеловеческие ценности, нашедшие выражение в следующих принципах профессиональной этики.

- «Каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

- Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

- Каждое общество, независимо от его формы должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

- В своей деятельности социальный работник должен руководствоваться принципом социальной справедливости;

- Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

- Социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней вне зависимости от пола, возраста, физических и умственных способностей, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации клиентов;

- Социальный работник должен уважать основные человеческие права и действовать в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

- Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации о своей деятельности. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;

- Социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

- Социальный работник должен свести до минимума применение правового и иных видов принуждения при решении проблем клиента;

- Социальная работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей и унижение их человеческого достоинства»[4].

Безусловно, не все так идеально на практике. Постепенное огосударствление социальной работы сковывает свободу индивидуального выбора специалиста, отдаляет от живого человека, реальных проблем «меньшинств», мешает увидеть и оценить их индивидуальность и самобытность. В системе, создававшейся из лучших побуждений, все более выражено проявляются бюрократические тенденции и стремления найти универсальный и рациональный подход к решению проблем клиентов. Однако по-прежнему образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этических принципов, превращая их в систему профессионального мировоззрения, определяющую особенности жизнедеятельности специалиста, чем всячески сдерживают процесс обюрокрачивания профессии.

Сегодня личность социального работника и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, образования, а также под непрерывным воздействием профессионального сообщества, старательно воспитывающего и развивающего нравственный потенциал своих членов. Не последнюю роль в этом играет существование морального кодекса профессии. Как говорится в одном из важных документов ООН, «моральный кодекс всегда предшествует моральному поведению… Если бы люди не формулировали для себя высоких моральных принципов, прогресс, уже достигнутый, был бы немыслим»[5]. Именно в этом плане следует оценивать перспективы социальной работы как профессии, а также как самобытного взгляда на практику жизни, на мир человеческих взаимоотношений и действия в нем.

На нынешний день социальной работе по-прежнему присуща важная особенность, кардинально отличающая ее от других сфер профессиональной деятельности, которая заключается в сохранении за добровольческим сектором активной роли в решении значительного круга проблем клиентов[6]. Во многом именно благодаря добровольцам (хотя и не только им) сохраняется тот альтруистический и гуманистический дух социальной работы, который когда-то и породил ее как вид самостоятельной профессионально осуществляемой общественной практики оказания индивидуальной помощи людям.

Нельзя не заметить, что отношения между «бюрократической» и «небюрократической» формами социальной работы носят сложный, противоречивый, взаимоотрицающий характер. Безусловно, ошибкой было бы описывать в характеристиках первого только государственный, а в характеристиках второго - добровольческий сектор. Приятно констатировать тот факт, что в государственной системе социальной защиты не редкость чиновник от социальной работы, который не только формально выполняет обязанности службы, но и всячески стремится найти возможность индивидуального подхода к человеку, изыскать необходимые для решения его проблемы ресурсы, а в ряде случаев выступает с инициативой и обоснованием необходимости реформирования самой системы. В то же время нельзя отрицать, что и в некоммерческих организациях, занимающихся социальной работой, можно встретить самого «типичного бюрократа».

Важно другое: содержание социальной работы, направленное на индивидуальное решение повседневных проблем людей, всегда стремится преодолеть любые сколько-нибудь общие формы организации взаимодействия социального работника и клиента, которые изначально должны носить субъект - субъектный характер. Все это наглядно представлено в проблемах профессионального становления социальной работы.

В частности, индивидуально-бытовой характер тех проблем, с которыми имеет дело социальный работник, не позволяет предложить однозначные методы их эффективного решения. Попытки выработать объективно-научные способы решения проблем в рамках социальной работы зачастую вызывают недоверие, поскольку данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. Профессионализм, включающий в себя принцип научной объективности и непредвзятости, а также идею асимметричности отношений с клиентом, чужд обыденному сознанию. Тот факт, что социальная работа активно посягает на традиционную сферу личной жизни и навязывает ей свой «профессионализм», предполагающий известную дистанцию и самоотстранение специалиста от ситуации, в качестве частичной и вынужденной замены неформальных межличностных контактов типа родственной поддержки или дружеского совета, нередко даже вызывает враждебную реакцию и раздражение у потенциальных и реальных клиентов. Обыденное сознание человека сопротивляется внедрению в эти сферы «научного подхода».

Существует мнение, согласно которому социальной работе отказывают в профессиональном статусе, ссылаясь на неоднородность, неопределенность и постоянную изменчивость сферы деятельности. Однако может ли быть вообще описана и четко охарактеризована повседневная жизнь? Разве что в тех же понятиях неоднородности, неопределенности и изменчивости. В этом смысле социальная работа всегда была не просто близка тому, что сегодня называется постмодернизмом, но и на практике пыталась реализовать заложенные в нем идеи.

Представители же академической науки, наоборот, как правило, отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной, рассматривая ее как область, не имеющую вполне развитой и автономной теоретической базы. Для многих она - интуитивное искусство, а не наука, которую можно изучать. Действительно, теория социальной работы вряд ли может существовать в привычном современной науке виде. Как нам кажется, именно здесь должно произойти и происходит то, о чем пишет в своей статье Виль Бакиров, поскольку выход на новый уровень социальной реальности в рамках социальной работы требует «не простого уточнения или дополнения частных методологических подходов, но преобразования общей парадигмы социального познания, создания исследовательских программ, ориентирующих ученого на: 1). Пересмотр фундаментальных теоретических представлений о человеке как о продукте социальной среды и принятых в ней культурных моделей поведения; 2). Анализ механизмов свободного ценностного самоопределения индивида как условия социальной целостности; 3). Признание плюрализма культурных миров и преодоления всех форм локального культурцентризма; 4). Исследование человеческой активности в поле действия общечеловеческих культурных императивов; 5). Изучение антропогенных факторов организации социальных процессов, конкретных форм и структур общественной жизни; 6). Проникновения в микромир повседневности и в механизмы его взаимодействия с социально-групповым, социетальными и мегасоциумными структурами общественных отношений; 7). Гуманитарную экспертизу экономических, социально-политических, социально-правовых и других проектов и программ»[7].

Надо признать, что постоянные качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида в первую очередь проявляются его потребности и интересы, которые благодаря только тому факту, что принадлежат конкретному человеку во всей его индивидуальности или социальной группе в ее самобытности, всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит и скрытую в этом интересе потенциальную проблему его реализации в существующих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.

В то же время оказываемое в рамках социальной работы воздействие качественно изменяет общество, в том числе порождает новые формы общественной самоорганизации и самопомощи.

Характер деятельности требует от социального работника не только широких полидисциплинарных познаний, позволяющих ему быстро ориентироваться в происходящих в обществе процессах, адекватно понимать клиента, точно определять суть проблемы в многообразии ее предметных аспектов, но и высокого уровня практического мастерства, выраженного в конкретных навыках и умениях работы с индивидуальной ситуацией человека, что предполагает прохождение обширной практики в процессе профессионального образования под руководством опытного наставника, т.е. по такому типу отношений, который был бы характерен для средневековых мастеров и подмастерья. Особое значение в образовании социального работника придается также формированию индивидуально-психологических свойств, черт, отвечающих требованиям профессии и позволяющих быстро реагировать на изменения ситуации, творчески подходить к ее решению, устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальными и неформальными лидерами. Все это крайне важно для успешной деятельности специалиста в будущем.

Современных социальных работников в западных странах в основном готовят к двум типам работ: к работе с социальной микросредой сообщества (community work) и к работе с индивидуальным случаем (casework). Рассмотрим каждый из них.

Социальной работе с микросредой сообщества (community work) отводится особое место, поскольку сообщество служит промежуточным звеном между макросистемой общества в целом и микросистемой семейной и личной поддержки. Для индивида же именно эта промежуточная система образует естественную опору в случае потери семьи или ближайшего окружения, а также является источником обогащения его жизни за счет дополнительных социальных контактов.

В рамках сообщества возможно сочетание формальных и неформальных видов оказания социальной помощи. Известно, что если у людей есть возможность выбора, то они предпочитают, чтобы в случае нужды им оказывалась помощь на дому и желательно близкими людьми. Лишь при отсутствии такой возможности они соглашаются отправиться в официальное учреждение на попечение платного персонала. Для государственной системы обслуживания это выгодно потому, что содержание человека в стационаре обходится дороже, чем уход за ним на дому. Сама система социальных связей складывается так, что общество поощряет естественное для человека предпочтение неформальных видов помощи. Скажем, неспособность обеспечить себя и свою семью воспринимается как нечто постыдное. Степень осуждения может варьироваться от общества к обществу, но этот момент практически всегда существует. Подобные установки отражают характерную для социальной организации систему межличностных отношений и отношений власти, поддерживают ее и в свою очередь поддерживаются господствующей системой взглядов на общество. В случае отсутствия семьи как основного источника заботы о человеке активизируются другие типы межличностных связей. Сообщество, будучи инструментом организации связей такого рода, облегчает ориентацию индивида в этой сложной системе, складывающейся спонтанно, но в определенной мере поддающейся и планомерному формированию. Социальная работа на уровне сообщества как раз и представляет собой возможные каналы преднамеренного воздействия на этот важный элемент социальной организации.

Важно и то, что сообщество выстраивается как изнутри, из потребностей конкретных индивидов, так и под воздействием более глобальных социальных структур, способных формировать социальную ткань путем влияния на материальные условия жизни и на сознание людей. Сообщество как некая система выполняет функцию упорядочения и осмысления чрезвычайно сложного и нередко причудливого комплекса социальных отношений. Оно как бы создает порядок из хаоса. Иногда сообщество понимают как некую идеальную организацию, в максимальной степени отвечающую внутренним потребностям индивида. В этом смысле его часто противопоставляют современному государству с характерной для него формализованной и бюрократизованной системой социальных служб. Иногда его определяют чисто психологически - как то, что, подобно семье, ощущается нами в качестве неотъемлемой части нашего существа. Тот факт, что официальная социальная политика и государственная система социальных служб пытаются взывать к сообществу, говорит: о признании большой мобилизующей силы этого образования, о неспособности официальной системы социальной защиты как таковой получить широкую поддержку населения и о ее желании достичь этой постоянно ускользающей цели.

Сущность сообщества внутренне противоречива: с одной стороны, сообщество есть форма социальной организации, с другой - такой порядок, который противится попыткам повлиять на него извне, а тем более подчинить официальным структурам управления. Сообщество является одним из способов создания социального порядка из сложного переплетения человеческих жизней и стремлений людей наполнить свое существование субъективным смыслом. Реальное сообщество как живой социальный организм сопротивляется попыткам использовать его в качестве инструмента официальной политики с целью поддержки бюрократической организации. Включение сообщества в социальную политику в виде ее существенного элемента задает некий идеал организации официальных служб, к которому они должны стремиться, но реализовывать который они по самой своей природе не способны. Таким идеалом является воспроизводство ощущения индивидом его включенности в живую связь с другими людьми, замена естественной межличностной поддержки в тех случаях, когда она по каким-либо причинам отсутствует, чем-то близким и адекватным ей. Потребители социальных услуг очень чувствительны к наличию или отсутствию данного элемента: наблюдатели и профессионалы могут пытаться идентифицировать отдельные компоненты этого органического целого, но единственным надежным индикатором достижения того социального устройства, которое действительно отвечает требованию содержания термина «сообщество» во всей его полноте, может быть только субъективное ощущение самими людьми их близости к тому идеалу полноценной жизни, который сложился у них. Достижение подобного состояния невозможно обеспечить излюбленными бюрократическими приемами - правилами, системами, механизмами контроля качества. Действительно адекватным способом оценки степени приближения к нему может стать учет мнения самих потребителей услуг.

Формы социальной работы с сообществом крайне разнообразны и могут быть ориентированы на различные аспекты его жизнедеятельности. Однако так или иначе все они стараются поощрять и использовать активное участие в решении проблем членов самого сообщества. Говоря иначе, речь идет о добровольческом движении.

В частности, известно направление социальной работы, ориентирующееся на, так называемую «соседскую жизнь» (neighbourhood life), определяющую сообщество через характеристики повседневной активности в ее чисто спонтанных формах. Деятельность социального работника заключается в поддержании и стимулировании подобных контактов между людьми, поскольку естественно складывающиеся межличностные отношения служат залогом поддержания здорового микросоциального климата.

Социальная работа может быть также ориентирована на «действия внутри сообщества» (community action), которые как и в первом случае зарождаются спонтанно, но имеют более организованный характер, например, оборудование детской площадки или создание совета микрорайона по инициативе жителей. Деятельность социального работника направлена на стимулирование и поддержание, в том числе финансовое, таких местных инициатив, ибо они способствуют сплоченности и решению насущных проблем сообщества. Внутренняя активность сообщества по решению собственных проблем выгодна для государства, т.к. сводит к минимуму необходимость его вмешательства.

Другое направление, условно обозначаемое как «развитие сообщества» (community development) предполагает непосредственное сотрудничество энтузиастов (добровольцев) и профессиональных социальных работников в деле активизации различных сторон местной социальной жизни. В рамках местной социальной политики программы развития сообществ рассматриваются не только как важный момент улучшения их жизнедеятельности, но и как способ управления этими процессами, достижения тех целей, которые важны для «центра», но не обязательно полностью разделяются местными жителями.

Социальная работа в рамках «местной политики» (community policies) предполагает реализацию исходящих извне политических инициатив и представляет собой комплекс программ, направленных на достижение с помощью вовлечения местного населения заданных извне целей и консолидацию усилий на совместном решении общесоциальных проблем. Примером может служить создание народных дружин охраны порядка с целью помощи милиции в осуществлении ее функций. Это может быть и реализация местных программ (community programmes), которые обычно широкомасштабны и не направлены на удовлетворение потребностей данного конкретного сообщества. Однако благодаря тому, что в них присутствуют моменты, которые учитывают интересы местных жителей, нередко предполагается их активное участие.

Социальный работник должен максимально стимулировать оказание помощи и поддержки со стороны сообщества (community care) инвалидам, одиноким престарелым и другим нуждающимся в решении их проблем. Сюда же относят идею создания неформальной системы индивидуальной помощи людям, нуждающимися в долговременном уходе, силами самого сообщества.

Наряду с этим социальные работники выступают с инициативой и организуют местные социальные службы (community services), представляющие собой формальные структуры, направленные на удовлетворение потребностей населения данного территориального образования. Важным аспектом работы служб является стимулирование активности местного населения (добровольческого движения), направленной на оказание помощи работникам этих служб в осуществлении их функций.

Работа с индивидуальным случаем (casework) - второй тип организации социальной работы. В ней непосредственным объектом воздействия оказывается именно человек в сообществе, а не само сообщество, как это было в предыдущем типе. Обычно ее проводят с индивидами или семьями с целью профилактики, устранения или смягчения социальных последствий действия различных неблагоприятных факторов. Социальный контекст самого направления заданы классической формулой «человек в ситуации» из теории психосоциальной работы. В отличие от психиатра или психолога, социальный работник пытается воздействовать не только на человека, но и на ситуацию, добиться гармонии между ними. Работа с индивидуальным случаем проводится, исходя из следующих принципиальных установок:

1) каждый клиент является личностью, способной к изменениям и развитию как под воздействием внутренних, интенциональных факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

2) отношения клиента с социальным работником не постоянны и в процессе работы могут изменяться;

3) отношения клиента с его социальным окружением также не постоянны и могут быть подвержены изменениям;

4) оказываемая клиенту помощью должна учитывать индивидуальность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлежность, специфику отношений с другими людьми;

5) в процессе оказания помощи происходит коррекция поведения клиента, изменяется его мировоззрение.

При этом особое внимание уделяется изучению личной истории клиента, именно в ней начинают искать причины, которые привели человека к той сложной жизненной ситуации, в которой он находится. Основной акцент в деятельности социального работника делается на создание условий, в которых происходит осознание и переосмысление клиентом личного опыта с последующим вынесением из него необходимых жизненных уроков.

Теория социальных систем предлагает рассматривать каждую ситуацию комплексно, а именно как совокупность отдельных социальных подсистем, в которую включен клиент. Предполагается, что есть возможность влиять на каждую из них, оказывая косвенное воздействие и на клиента, и тем самым изменять ситуацию. Психосоциальная теория требует работать одновременно с клиентом и ситуацией, уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она, как считается, определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения.

Сообщество вовлекается в систему социальной работы с индивидами в качестве особой цели и ценности в контексте, в котором она (социальная работа) обычно существует. Как правило, социальный работник действует согласованно с учреждениями типа больницы или тюрьмы, но как бы на периферии этих организаций. Его функция заключается в том, чтобы предотвратить институционализацию там, где это возможно, облегчить процесс выхода индивида из соответствующего учреждения и решения его проблем в последующий период. Таким образом, социальная работа имеет дело не столько с проблемами функционирования подобных учреждений как таковых, сколько с поддержанием связей человека, находящегося в них, с внешним миром в лице его близких или друзей, конечно, если эти связи не носят асоциального характера. В отличие от социальных работников, врачи, медсестры и тюремный персонал обеспечивают работу самого учреждения, выполняют более узкие функции лечения или социального контроля.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Необходимо подчеркнуть, что социальная работа - это профессиональная деятельность, ориентированная на комплексное решение проблем клиента. Поскольку всякую проблему клиента можно рассматривать как проблему целостности и ценности, то социальный работник выступает здесь как профессионал, позволяющий преодолеть «узким» специалистам ограниченность их профессионального видения проблемы, определиться с их местом и ролью в рамках ее комплексного решения. Благодаря выработке общей картины видения проблемы (общей цели) различными специалистами создаются реальные условия для их продуктивной совместной деятельности, а само решение социальных проблем переходит на качественно новый, более эффективный уровень. В результате не только человек, социальная группа, общество с их проблемами приобретают абсолютную ценность и значимость, но и совместная деятельность приобретает особый смысл и ценность для участвующих в ней разнообразных специалистов.

Осуществляемая социальным работником в нашем случае систематизация знания относительно проблемы не исключает позиционного подхода. Однако позиция эта не является раз и навсегда заданной, а каждый раз заново формируется в процессе работы с проблемной ситуацией и обусловлена как ее спецификой, так и индивидуальностью личности клиента (самобытностью сообщества). Эффективность деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько его профессиональная позиция по отношению к проблеме отвечает требованиям полидисциплинарности, а если быть еще более точными, требованиям полипозиционности.

Профессиональная позиция социального работника должна допускать существование и включать в себя как можно больше объясняющих и разрешающих проблему гипотез, каждая из которых может иметь как узко специальную, так и полидисциплинарую ориентацию. Фактором, объединяющим все это многообразие подходов к проблеме в единое целое, в профессиональную позицию, является конкретный человек, абсолютная ценность и целостность которого для социального работника безусловны. Основным критерием выбора практического способа разрешения социальной проблемы можно назвать адекватность предполагаемых результатов интересам, ценностям и возможностям как отдельного человека, социальной группы, так и общества в целом.

Работа с проблемой изначально предполагает целенаправленные действия по изменению существующего в обществе порядка вещей, а также некоторую структурную организацию предпринимаемых ходов. Все это дает нам основания для того, чтобы по аналогии с технической сферой определить социальную работу как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» решения социальных проблем. В этом контексте социальная работа, как и привычная для нас технически ориентированная инженерия, должна включать в себя выполнение в обществе работ двух типов:

1. Социально - инновационных, создающих (конструирующих) и совершенствующих «механизмы» решения социальных проблем;

2. Обеспечивающих качественное функционирование существующих в обществе «механизмов» решения социальных проблем.

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникшие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане. Усилия социальных работников связаны не только со снятием социальной напряженности, они также участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

Давая определение социальной работы, хочется сказать, что это вид профессиональной деятельности, направленной на поддержание конкретного человека и создание в обществе условий для его наиболее полной самореализации и гармоничного сосуществования с другими людьми. Не принципиальным, с нашей точки зрения, является само название этой деятельности и существование ее под этим наименованием, наиболее важна суть проводимых в социуме работ, основной целью и ценностью которых является конкретный человек с его индивидуальностью.

Подводя некоторый итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии. Особое прочтение сказанное получает в свете последних тенденций, направленных либо на максимальное огосударствление и формализацию этого вида деятельности, либо, напротив, на сведение участия государства в этой области к минимуму.

В условиях хронической административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизненность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности представителей этой профессии отстаивать право на собственное видение проблем, на организационную самостоятельность, на специфическую функцию в обществе, на социальное финансирование и на специализированную подготовку кадров. Уже давно ясно, что ресурсы, которыми располагают социальные работники в этих областях, зависят не только от общей экономической ситуации, но и от идеологических и политических решений относительно распределения общественных средств. В такой ситуации особенно важен вектор идеи, определяющий профессиональную самобытность социальной работы, и общий культурный контекст, в котором решается этот вопрос. С нашей точки зрения, этим вектором должны стать идеи прав человека, построения гражданского общества и правового государства.


[1] Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)// Российский журнал социальной работы. 1995. №2.

[2] Там же. С. 124.

[3] Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)// Российский журнал социальной работы. 1995. №2. С. 125.

[4] Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР)// Российский журнал социальной работы. 1995. №2. С.122-123.

[5] Цит. по: Этика социальной работы: учебно-методические материалы/ Сост. И.Н.Иванова. Саратов, 1997. С.3.

[6] Сказанное характерно в большей степени для западной социальной работы, некоммерческий добровольческий сектор активно развивается, что лишь со значительной долей условности можно сказать о России.

[7] Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. №1. С.74.


Источник: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum4247/item4256.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Факторы становления и развития. Принципы соц. защиты Схемы для вязания спицами для 14 петель

С чем связано развитие социальной работы

История социальной работы в России. - Фонд Поколение

С чем связано развитие социальной работы

Развитие социальной работы в России и возможности

С чем связано развитие социальной работы

2.3 ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТГО РОЛЬ В

С чем связано развитие социальной работы

Архивы Вязание спицами для женщин - Схемы вязания

С чем связано развитие социальной работы

Видео уроки вязания крючком для начинающих

С чем связано развитие социальной работы

Видео уроки, схемы вязания крючком и

С чем связано развитие социальной работы

Виды мережки, для начинающих, с фото. Мережки схемы

С чем связано развитие социальной работы

Вишневый джем в домашних условиях - это просто!

С чем связано развитие социальной работы

Вязание бесплатные схемы - Уроки вязания крючком Узорчик. ру

С чем связано развитие социальной работы

Вязание крючком для женщин на Узелок. ру. Бесплатные схемы



Похожие новости



.