Материал для художественной росписи стен


Зимой бурная деятельность в деревне (в деревенском отшельничестве тем более) замирает и ждет своего рассвета теперь уже только весной. Помимо ухода за небольшой живностью в это время в деревне отшельнику заняться особо-то и нечем. Времени совободно появляется много. Конечно, можно его посвятить саморазвитию, но также можно при наличии такового времени украсить свое обиталище - порадовать взгляд на свой дом. И одноим из времяпрепровождений в этом может стать создание орнаментов для украшения своего дома.

Еще в начале века домовая резьба радовала глаз практически повсеместно в России — от Москвы до глухих «медвежьих уголков». Наши предки окружали себя «лепотой», которая благотворно влияла на обитателей жилищ, скрашивала их нелегкую жизнь, воспитывала чувство прекрасного.

Первым декоративным украшением дома в глубокой древности стал, по-видимому, охлупень-конек, обращенный к фасадной стороне утолщением-корневищем. Слегка обработав такой конец с помощью топора, деревенские зодчие придавали ему очертания головы коня, птицы, оленя. Эти фигуры украшали крыши не только изб, но и амбаров, сараев, ворот. Вид конских голов придавался и еще одной важной детали старых изб — повалам. Так назывались выступы двух-трех верхних бревен сруба. Повалы поддерживали кровлю, выдвинутую далеко вперед от главного фасада. Деревянные скульптуры на крыше и под ней имели охранительное значение и уходили своими корнями в седую старину, к древне-земледельческому культу коня.

Фасад дома воспринимался в старину как его «лицо», где фронтон виделся как «чело», а окна — как «глаза». Не случайно на фасадах старых деревенских построек размещалось, как правило, по два окна. С переходом к окнам, обрамленным косяками, появились сначала одна (вверху), а затем четыре доски, прикрывающие стыки косяка и бревен сруба от снега и дождя. Вначале декоративно оформлялась только верхняя доска. Ее украшали зубцами, квадратиками, ромбиками и другими фигурными порезками. Впоследствии орнамент стали делать и на других элементах наличников. На них появляется резьба с мотивами круга-солнышка. Этот мотив (солярная розетка) восходит к древнему языческому культу солнца.

Совершенствование техники обработки дерева повлекло за собой появление в начале прошлого века интересного направления в крестьянском зодчестве, которое именуется «русским барокко». Окна и фасады украшались все более затейливой резьбой. Распространенным элементом домов становятся доски, прибиваемые к торцам слег и предохраняющие их от загнивания. Декоративная обработка такой доски, называвшейся причелиной, или подкрылком, выполнялась с помощью топора и ножа. По ее нижнему краю вырезались прямоугольные и треугольные зубцы, трапеции, полукружия, ступенчатые фигуры, скобочки и кружочки. Общий вид причелин напоминал бисерные поднизи к женским головным уборам.

Выемчатые края причелин создают волнистую линию, которая с древних времен символизировала воду. По бокам причелин можно увидеть прорезные солярные розетки. Для их изготовления пользовались долотом.

Пропильная резьба, выполняемая с помощью лобзика, появилась во второй половине прошлого века и достигла наибольшего расцвета в первой четверти века нынешнего. Ее богатство и разнообразие составляли как геометрические, так и растительные, зооморфные мотивы. Ею украшались не только причелины, но и фризовые доски-подзоры, опоясывающие дом под крышей со всех сторон.

Повсеместное распространение получает художественная обработка наличников окон. Главным образом это плоскостная резьба, сочетавшаяся с прорезью. С помощью долота и коловорота деревенские умельцы украшали свои жилища изображениями стеблей и листьев растений, фигурками птиц, рыб, животных. В том числе и фантастических — грифонов, драконов, крылатых собак. Наряду с ними в украшениях домов сохраняются языческие мотивы, особенно «женщина-дерево», олицетворяющая природу.

Важной частью архитектуры крестьянского жилища были крыльца и ворота. Конструкции крылец имели огромное количество вариантов: закрытые, полуоткрытые, крыльца-терраски, крыльца-галереи. Они украшались резными арочками, кружочками, уголками. Столбики делались точеные, раскрашивались в разные цвета. Столбы-вереи, полотнища ворот и калиток украшались геометрическим орнаментом в технике трехгранно-выемчатой рельефной и накладной резьбы.

О древней символике узоров и фигур, которыми наши предки украшали свои жилища, интересно рассказывает Л. М. Русакова в своей книге «Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири»:

«Крыша и охлупень, которым она завершалась, соотносились с небесным миром. Причудливые утолщения-корневища охлупня, иногда напоминавшие головы дракона, коня, птицы или оленя, позволяют рассматривать дом в целом как образ крылатого животного, а крышу с двумя скатами — как его крылья. Резные при-челины, расходящиеся в стороны от головы коня или птицы, как бы дублируют крылья — скаты крыши. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда краям причелин придается перистая форма.

Окна в представлении о доме как мироздании являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, окружавшим жилище со всех сторон. Верхняя доска маркировала небесный мир, нижняя — преисподнюю. Соответственно на верхней доске или по ее краю изображались символы небесного мира: солнечные розетки, птицы, женские изображения, причудливые растения, животные. Эти существа воплощали стражей — покровителей людей, проживавших в доме».

Прорезная резьба

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия.

Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной.

Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она наименее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.

Техника прорезной резьбы довольно проста. На размеченной и закрепленной заготовке для того, чтобы вставить полотно пилы, высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают, шкуркой или стамеской снимают фаски. Опиловку некоторых видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путем запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками.

Кроме того, можно работать ограниченным набором простого инструмента или приспособлениями на базе электромотора. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик.

Инструмент для занятий волшебным искусством выпиливания орнаментов в деревянных пластинах требуется самый незамысловатый. Если обратиться к истории ремесла фигурного выпиливания, то можно узнать, что для изготовления деталей с криволинейными очертаниями всегда использовалась так называемая прорезная пила.

Это одноручная пила-ножовка с узким, относительно толстым полотном с зубьями средней величины, заточенными для пиления вдоль волокон. Отверстия различного диаметра в заготовке являются либо фрагментом узора, либо необходимы для начала пиления фигурного отверстия. Старые мастера пользовались коловоротом с перовыми сверлами. Этот инструмент не устарел и поныне.

Перевод рисунков на заготовки наличников производим с помощью шаблонов. Наиболее подходящим материалом для этого является качественный картон-прессшпан, шаблон из менее качественного картона пропитываем олифой или лаком. Поверхность доски перед нанесением рисунка должна быть прострогана с обеих сторон.

При выборе орнамента и типа наличников следует посетить местный музей под открытым небом — осмотреть окрестные дома. Дело в том, что защитные, оберегающие свойства наличников специфичны для данной местности и они не случайны. И игнорировать их мотивы, структуру и контуры, идущие из мглы веков, если вы не занимаетесь украшательством в чистом виде, не следует.

Виды орнаментов

Геометрический орнамент чаще всего состоит из ритмически построенных элементов и соразмерных его частей, составленный из кругов, спиралей и крестов, зигзагов, уголков, волнообразных фигур, может заполнить любую по величине поверхность. Такие украшения обычно представлены в виде орнаментальной полосы, каймы, звезды, розетки и т. д. Геометрический орнамент в виде линии, ломаной под прямым углом на полосе, кайме или бордюре, называется меандром. Если же узор заполняет всю поверхность, он называется сетчатым.

Геометрический орнамент повсеместно применяется в разных видах домовой резьбы, особенно в контурной, геометрической, пропильной.

Растительный, или лиственный, орнамент представляет собой отдельное самостоятельное украшение в виде деревьев, веток с листьями, цветами, плодами, трав и т. д. или орнаментальную полосу, состоящую из повторяющихся элементов.
В домовой резьбе растительный орнамент выполняют практически во всех ее видах.

Животный, или зооморфный, орнамент представляет собой изображение стилизованных реальных или фантастических зверей и птиц. Этот орнамент часто выполняют, сочетая одну технику с другой, в самых разных видах домовой резьбы.

Геральдический орнамент — украшение, в которое входят изображения оружия, знаков, различных символических предметов, эмблем и т. д.

Ленточные орнаменты — это прямые или криволинейные орнаменты, окаймляющие поверхность предмета или резного изделия. Узкая полоса изящного и ажурного рисунка ленточного орнамента, проходящая по краю изделия, называется каймой.

Кайма может быть выполнена во всех видах орнамента. Часто украшение на фризе или ином элементе дома делают в виде ленточного сплетения, в результате получается переплетенный ленточный орнамент.

Розетка — самостоятельная орнаментальная форма, которая замкнута в пределах окружности или правильного многоугольника. Она может быть выполнена в разных видах резьбы — геометрической, рельефной или ажурной и представлена как отдельным украшением, так и в бесконечно повторяющейся орнаментальной полосе.

Ажурный орнамент выполняется в технике прорезной резьбы. Это украшение сконструировано с помощью линейки и циркуля из частей круга или других геометрических фигур. Чаще всего представлен в виде ажурных прорезных розеток, которые используются в домовой резьбе как накладные элементы оформления жилища — в подзорах, филенках и т. п.

Плетенка — орнамент в виде переплетения полос, лент, стеблей, цветов и других элементов. Этот мотив исполняли резчики на Руси еще с древних времен. Плетенки широко используются также в творчестве народов Закавказья и Азии.

Арабеска — насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов. Наиболее характерен и чаще используется на Востоке для украшения различных изделий.

Пальметта — веерообразный растительный орнамент, обычно венчающий резное украшение. Встречается также в виде орнаментальной полосы на фризе или другом элементе здания.

Венок — большей частью пластичный орнамент с растительным мотивом, иногда перехваченный лентами.

Бусы — орнаментальная полоса, состоящая из шаров и продолговатых элементов.

Букля — украшение из ряда колец, в центре которых находятся розетки.

Годрон — орнамент в виде повторяющихся полуовальных или вытянутых выпуклых элементов — выкружек и каннелюр.

Жгут — витой пояс (орнаментальная полоса) или выпуклое украшение.

Гирлянда — волнообразное украшение, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

Волюта — украшение из спиралевидных завитков.

Завиток — орнаментальный мотив, состоящий из изгибов в виде спирали, края которой закручены для усиления пластичности.

Картуш — орнамент (виньетка) с надписью (цифрой, эмблемой, вензелем и т. п.), расположенной в центре плоскости в виде свитка с завернутыми краями.

Панно — отдельная часть плоскости, ограниченная рамкой или лентой орнамента, заполненная изображением какой-либо композиции.

Люнет — как правило, украшенная либо нет плоскость полукруглой формы над дверями или окнами.

Городковый орнамент — характерный для народного искусства, состоит из нескольких зубчатых полос, положенных одна на другую в виде ступенек.

Полурозетка, или репья — скобчатые или двух-гранные выемки на элементах украшения дома в различных композициях.

Солярные знаки — стилизованные символические изображения божества. Например, солнце в виде розетки стилизованного цветка, вписанного в круг.

Изображения солнца занимают центральное место во многих украшениях жилища — на фронтоне дома, светелки, крыльца, на причелинах, на вершинах наличника в различных композициях. Такие символы-розетки могут также служить прекрасной формой для всевозможных изделий из теста (например, печатных пряников).

Кроме того, одним из распространенных солярных знаков является изображение коня, реалистическое или стилизованное.

Последний раз редактировалось: Berckut (Вт Сен 11, 2012 1:31 pm), всего редактировалось 1 раз(а)


Источник: http://d-otshelnik.forum2x2.ru/t112-topic


Закрыть ... [X]

Орнамент - узоры наличников окон, ажурное обрамление крыльца - Поделки для воспитателей доу



Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен Материал для художественной росписи стен